Главная > Статьи > Автобаза > Узлы и агрегаты > Запчасти категории ОЕМ

Запчасти категории ОЕМ

Оригинальные запчасти недешевы, но есть более доступная по цене альтернатива – детали категории OEM, технически идентичные тем, что поступают на сборочные конвейеры

Опросы владельцев коммерческих автомобилей показывают их разные подходы к выбору запчастей. Крупные АТП обычно покупают для ремонта техники только самые дорогие – оригинальные. Благо, машин какой-либо одной марки у них много, и значит, есть возможность заключить выгодный сервисный контракт с дилером. Нередко такие перевозчики сами имеют сертификат авторизованного техцентра, получая оригинальные запчасти безо всяких накруток к цене. Мелкие предприятия и частники с одним-тремя автомобилями обычно ездят на фирменный сервис, только пока действует заводская гарантия, да и из запчастей им в это время требуются в основном фильтры, заменяемые при ТО. Когда же машина начинает просить дорогие детали взамен изношенных – сцепление, тормозные диски и пр., а очередной выставленный официалами счет зашкаливает за сотню тысяч рублей, хозяин машины дает зарок, что к ним он больше ни ногой.
Другая категория владельцев коммерческого транспорта – производственные и торговые компании, для которых перевозки не основной вид бизнеса. Как правило, они продолжают гонять машины в дорогой дилерский сервис и после окончания гарантийного срока – бюджет позволяет. Однако времена меняются, волны экономического кризиса заставляют задуматься об экономии. В 2014 году курсы валют выросли почти вдвое, и синхронно с ними – рублевые цены на запчасти. Хозяева относительно свежих грузовиков с пробегами до двухсот тысяч километров пока еще не прочувствовали драматизма ситуации. Прозрение наступит позже, когда придется перебирать подвеску «по кругу» или, например, менять вышедшие из строя форсунки топливной системы – тысяч на триста вместе с работой.
В мультибрендовом сервисе предложат альтернативу – неоригинальные детали приемлемого, а зачастую и просто отличного качества. Такой же выбор между «оригиналом» и «неоригиналом» – в специализированных компаниях, торгующих запчастями ко многим маркам коммерческой техники. Одна из крупнейших в этом секторе – немецкая Europart Holding, с 2004 года имеющая филиал в России. На примере структурной схемы ее работы мы проследим цепочки движения запчастей от производства к потребителю.
Итак, есть ряд производителей OEM (Original equipment manufacturer), поставляющих детали как на сборку автомобилей, то есть на заводы VM (Vehicle manufacturer), так и для ремонта эксплуатирующейся техники – в так называемую сферу aftermarket. Причем ремонтные детали для фирм VM заводы OEM упаковывают в «оригинальные» коробки с эмблемами Volvo, Mercedes-Benz, MAN и пр. – эти запчасти относятся к категории OE (Original equipment). А сошедшие с того же конвейера, но предназначенные для продажи в обход производителей автомобилей (то есть неоригинальные категории OEM) – в коробки с собственными логотипами, например, Mahle (поршни, гильзы цилиндров), Schwitzer (турбокомпрессоры), Sachs (сцепления), Lemfoerder (шарниры рулевых тяг и подвески) и др. Также к неоригинальным запчастям относятся детали равноценного качества категории MQP (Matching quality parts), выпускаемые по стандартам автомобильной промышленности, и PDQ (Parts of different quality), качество которых обычно ниже, чем у оригинальных.

Как видно из схемы, такой крупный дистрибьютор, как «Eвропарт», аккумулирует и распределяет запчасти всех категорий, удовлетворяя спрос в разных ценовых нишах. Ну а фирмы-производители автомобилей оперируют только деталями OE, назначая их розничные цены либо на уровне предела платежеспособности потенциального покупателя, либо даже за ним. Как пример – цены на коробки передач и редукторы ведущего моста крупнотоннажников, бывающих только оригинальными и никакими больше. За них просят по полтора-два миллиона рублей. Во многих случаях выхода из строя подобных дорогостоящих узлов имеет место либо покупка агрегата б/у, либо ремонт с заменой деталей начинки. Глушитель с нейтрализатором для систем впрыска раствора мочевины теоретически можно поискать в каталогах специализированных фирм. Но перспектива заплатить триста тысяч рублей вместо полумиллиона за оригинальный наших перевозчиков тоже не радует, и они просто отключают систему SCR с помощью недорогого эмулятора, снижая экологический класс машины (неформально, разумеется).
Что касается ходовых деталей, которые требуются перевозчикам постоянно по причине их естественного износа, то тут продавцы запчастей OEM, предлагая вменяемые цены, снимают сливки. Разумеется, сервисным центрам такое положение вещей не нравится. Запретить своим поставщикам работать в сегменте aftermarket фирмы VM не могут, а вот наносить на деталь OEM оригинальный каталожный номер, не говоря о зарегистрированной эмблеме или логотипе, – запросто. Чем они активно пользуются. И отчасти это помогает, поскольку рядовой покупатель запчасти не будет определять ее пригодность к своей машине, измеряя диаметры шеек микрометром, а твердость цементированного слоя – вдавливая в него алмазный конус Роквелла с углом при вершине 120°. Он просто сверит номер по каталогу и, перестраховавшись, предпочтет заплатить за дорогой, но надежный «оригинал». Любопытно, что столь ревностная забота об охране прав на свою эмблему и каталожный номер – односторонняя. Поэтому, когда юристы автомобильной фирмы чувствуют, что бренд OEM-производителя круче, чем их собственный, они даже настаивают на совместном присутствии обоих логотипов в маркировке OEM-детали. В частности, одним из поставщиков деталей тормозов для сборки грузовиков Iveco выступает итальянская фирма Brembo. И ее логотип, прославленный победами в мировых чемпионатах разных гоночных серий, разумеется, с оригинальных колодок и дисков не вымарывают.
Главные достоинства оригинальных запчастей – отсутствие проблемы выбора и возложение всей ответственности на фирму-производителя автомобиля. Далеко не всегда у руководителя АТП есть время изучать статистику ходимости деталей разных категорий
и марок. Зато владея столь полезной информацией, он может немало сэкономить, приобретая неоригинальные OEM-детали, ничем, кроме маркировки, не отличающиеся от тех, что ставят в дилерском сервисе. Универсальных рецептов тут нет, и перевозчики ориентируются либо на собственных опыт – попробовав в деле запчасти разных производителей, либо на опыт коллег. Ознакомится с последними им, кстати, помогает и наш журнал.
И еще… Оригинальная деталь вовсе необязательно будет самой лучшей и долговечной из всех, предлагаемых на рынке. И не всегда самой дорогой. Есть добросовестные производители, предлагающие, например, усиленные детали и узлы, спроектированные без каких-либо одобрений фирмы VM. Последнее весьма актуально в России, где коммерческий транспорт принято эксплуатировать с перегрузами и в тя-
желейших дорожных условиях.


Теперь нас можно читать и смотреть в Telegram



Снижаем затраты на эксплуатацию грузовых шин. Какие сервисные программы доступны перевозчикам в 2024 году.

Цена топлива

Где и сколько стоит топливо: 18 марта

Цены на бензин и дизтопливо в различных регионах

Седельный тягач Shacman X6000

Седельный тягач Shacman X6000 – на работу в Россию

После того, как европейские производители магистральных тягачей дружно собрали чемоданы и убыли из России, рынок пустовал недолго

Галерея (1)

Комментировать





Поделиться